ИЕРОМОНАХ ИАКОВ
Я хочу рассказать об одном случае, произошедшем в нашем городе в 1799 году. Тогда было обнаружено нетленное тело некоего монаха возле церкви Воскресения Христова.
До 1764 года там был мужской монастырь Пушавинская пустынь, который был упразднён и преобразован в Заречный приход посада Пучежа.
Сведения об этом случае я нашёл в рукописи Николая Николаевича Рождественского «Воскресенский Пушавинский монастырь и Воскресенская церковь города Пучежа». Николай Николаевич до ноября 1936 года был священником и занимался изучением истории пучежских церквей.
При перестройке в 1799 г. тёплой церкви Рождества Пресвятой Богородицы произошло следующее: при копании рвов для фундамента было найдено в сохранившейся деревянной колоде нетленное тело. По преданию, здесь был похоронен иеромонах Иаков, на могилу которого издавна ходили молиться. Другие говорили, что имя узнали из грамоты, бывшей в руках умершего. Каменщики, найдя гроб, вытащили его на поверхность, и один из них из любопытства заступом отколол часть крышки, и там увидели нетленное тело. Каменщики сообщили об этом церковному старосте Тарасу Сушилину, а затем и священникам. Духовенство, по просьбе прихожан, служило панихиды, а потом старейшины города со священником отправились в Кострому объявить о случившемся епархиальному начальству. Путешествие это заняло 13 дней (а некоторые говорили, что до Костромы они не дошли, а вернулись с дороги). В продолжение этих 13 дней на месте служились панихиды, и произошло много исцелений.
Впоследствии священником этой церкви Иваном Нащинским были собраны сведения и записано 64 случая исцелений. Высшие же духовные власти посмотрели на это иначе. Староста Сушилин, переложивший тело в новый благоукрашенный гроб, был отдан под следствие, об этом имелась при Воскресенской церкви копия с копии Указа Святейшего Правительствующего Синода от 30 сентября 1799 года. Бывший тогда благочинный священник с.Зарайское Никифор Иванов за недонесение «о пронесшемся от кого-то слухе, что якобы у приходской Воскресенской церкви, что за Пушавкою, обретено какое-то нетленное тело», был отрешён от должности с посылкою в архиерейский дом на месяц, а вновь назначенному благочинному, протоиерею Пучежской Подгорной Преображенской церкви Михаилу Иванову наистрожайше предписано: «дабы в прекращение народного собрания иметь наблюдение и прекращать оное непременно и репортовать о том Его Преосвященству помесячно». (Указ из Юрьевецкого Духовного Правления от 12 августа 1799 г.)
Найденное нетленное тело велено было, выбрав приличное и сухое место в церковной ограде, закопать. За алтарём холодного храма (Воскресения Христова) был устроен склеп и в нём поставлен гроб с телом и наверху могилы положен камень.
С течением времени склеп провалился и внутрь его образовалось отверстие. Старожилы рассказывали, что, когда Пушавинский монастырь был упразднён и преобразован в приходскую церковь, Святейшим Синодом будто бы предписано было содержать на средства церкви двух лиц из неимущих. Одно время призревались и жили в северной башне в ограде старик со старухой. И вот, этот старик захотел посмотреть, что за чтимое тело находится в провалившемся склепе. Однажды ночью они пришли к склепу, захватив с собой фонарь. Старик спустился в отверстие и велел старухе подать фонарь.
Когда она поддата фонарь старику, тот спросил, почему она его не зажгла. Старуха ответила, что зажгла. И действительно, вылезши из склепа старик увидел, что фонарь зажжён. Испугавшись, они оставили свою попытку и ушли, ничего не узнав.
Впоследствии купцом Андреем Ленивовым склеп был исправлен, поверх его положены рельсы, сделана земляная насыпь и положен мраморный камень с восьмиконечным крестом.
Пока тянулось дело об открытии нетленного тела, последнее было положено в новый гроб, который был поставлен до распоряжения о предании земле, в деревянном сарае возле угловой башни ограды.
Обстоятельства открытия нетленного тела в церковной летописи за 1869 г. записано так: «Во время копания рвов под фундамент под стеной сего храма обретён рабочими людьми деревянный гроб с нетленным телом в монашеском облачении. Строитель церкви пучежский купец Тарасий Иванов Сушилин, по своей простоте, приказал рабочим вынуть из места сей гроб с нетленным телом и поставить в церковный амбар деревянный, где и стояло трои сутки до окончания следствия. Во время троесуточного пребывания его в сем здании из числа множества приходящих днём и ночью больные, по вере своей, получали исцеление, так что в продолжение сего краткого времени боголюбивыми людьми записано 111 благодатных чудодействий, которые в 1838 г. при обозрении епархии и посещении нашей церкви лично представлены Преосвященному Владимиру Епископу Костромскому, по его требованию, и к нашей церкви не возвращены.»
В приведённом рассказе есть несоответствия. В первом случае указано 64 исцеления, во втором же – 111. Теперь что касается времени, в течение которого происходили исцеления. В первом случае – это 13 дней, во втором – всего три дня, в точение которых шло следствие. 13 дней для путешествия в Кострому и обратно – это слишком много.
В дневнике заштатного диакона церкви Воскресения Христова, Алексея Ивановича Субботина за 1835-1841 годы в частности рассказывается о его путешествии в Кострому на лодке. Путь до Костромы занял у него всего 2 дня (с ночёвкой в Кинешме), обратный же путь занял, вероятно, ещё меньше времени, так как лодка плыла по течению.
В июле 1935 г. председатель Горсовета Савелий Скворцов с инспектором милиции Николаем Ленковым вскрыли склеп. Что они там нашли – неизвестно, так как в склеп лазил Скворцов, а Ленков охранял снаружи и не подпускал никого близко. По слухам, из дубовой колоды был взят наперсный крест.
В 1954-55 годах церкви Заречного прихода были разобраны, и в 1956 году его территория была полностью покрыта водой. Был покрыт водой и склеп с нетленным телом. За прошедшее время тело, скорее всего, полностью разложилось, и сейчас в склепе ничего уже нет.
С.Смирнов,
Научный сотрудник музея.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.