Меню
16+

Общественно-политическая газета «Пучежские вести»

15.09.2022 20:07 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Отрядом «Поиск» за 34 года в Новгородских лесах было найдено 354 останка бойцов

Виктор Валерьевич Егоров является руководителем поискового объединения в Иваново и командиром отряда «Поиск». Начинал эту деятельность в Пучеже, будучи учителем истории. Если по каким-то причинам самому командиру не удается побывать в экспедиции, то отряд возглавляет боле опытный поисковик.

Сейчас наша беседа с Виктором Валерьевичем о последней экспедиции отряда «Поиск» в Новгородскую область. В это раз было найдено и вынесено для захоронения останки шести бойцов Красной Армии, считающихся без вести пропавшими. Захоронят героев Великой Отечественной войны 9 мая, когда закончатся все экспедиции в этом и весной следующего года в Новгородской области — Волховский фронт.

- Виктор Валерьевич, сколько же времени Вы занимаетесь этим важным делом?

- Отряд «Поиск» принимает участие в поисковых экспедициях с 1989 года. В следующем году будет 35 лет. Ездим мы, в основном, в августе.

Желающих заниматься поиском солдат, погибших в Великой Отечественной войне, больше, чем возможно взять в экспедицию. Все зависит от денег. Сколько денег найду, столько у меня и едет ребят. Помогает «Фонд мира», городской Совет ветеранов, депутаты, предприниматели, кто сможет помочь — но на такую поддержку откликаются, за что большое спасибо.

- Где ведутся поисковые работы?

- Поисковые работы ведутся на местах боёв 2-ой ударной армии, 52-ой и 59-ой армий (Волховский фронт). Наш отряд официально зарегистрирован в поисковой экспедиции «Долина», куда ты тоже ездил — это Новгородская область. Мы туда постоянно и ездим — это деревня Мостки или деревня Мясной Бор. Деревни расположены в семи километрах друг от друга. Это направление Второй ударной армии и тех войск, которые прикрывали фланги — 52-ая и 59-ая армии. Штаб дает цифры в 380 тысяч наших бойцов, погибших на территории Новгородской области. Найдено где-то 120 тысяч. В Мясном Бору захоронено около сорока тысяч. Это на том участке, где мы работаем.

- Сколько времени вести еще эти поисковые работы?

- Откуда я знаю, сколько потребуется для этого времени? Я в свое время говорил, что и внукам моим хватит, и, действительно, я прав оказался — внуки подрастают. Наверное, скоро тоже поедут.

Все места близкие к шоссе, где можно пройти-проехать, все они, конечно, более-менее просмотрены поисковыми отрядами. Мы работаем на той территории, где раскопки ведутся давно, но и там находят бойцов в самых, казалось, неожиданных местах. Как поисковики говорят: земля не всегда отдает.

В этом году я без металлоискателя просто на щуп нашел двоих бойцов. Это получилось, как раньше было у нас в 89-ом году, когда останки солдат лежали почти на каждом шагу. Они верховики были. Двоих в воронке нашли. Остальные верховики. То есть там искать-то еще можно, но с каждым годом на данном направлении (д. Мостки) становится сложнее. Потому что уже все выбито, как говорят, то есть пройдено не раз. Только опытные отряды могут найти. У нас отряд считается достаточно опытным, одним из самых «старых» за всю историю поискового движения.

- Медальон – самая ценная находка, где указано имя участника войны.

- Медальона в этом году не было. Мы нашли значок ГТО. Думали, может, и медальон есть. Карандаш был. Много чего было у бойца. Вообще, на сто поднятых бойцов находится примерно два-три медальона.

В итоге на последнюю экспедицию мы подняли 354 останка бойцов Красной Армии, и у нас около десятка всего читаемых медальонов.

Имя одного бойца определили по медали «За отвагу». Но медаль — это очень-очень редко, потому что в начале войны медалями, практически, не награждали. Отступали же.

- В чем особенность этой поездки?

- Было очень жарко, так жарко, что я, например, на территории лагеря в сланцах ходил. Можно было пройти без резиновых сапог. Не часто такое бывает. В 2000-ом году такая погода была, что аж земля потрескалась. В воронках вода была — воронку пришлось откачивать. Было тридцать и больше градусов. А в майках и футболках тоже ходить нельзя, потому что комарье донимает. Тучи комарья, особенно на воронках. Комаров очень много было, осы также, шершни мешали. Раздеться нельзя, весь пропотеваешь, весь мокрый, а в этих условиях нужно ещё и работать. Очень сильно от этого уставали.

- Каков сейчас костяк поисковиков?

- Я раньше мог возить несовершеннолетних. Сейчас ситуация изменилась, потому что официально такую категорию я возить не могу, только с руководителем, но таких руководителей пока не находится. И еще есть серьезные моменты по вывозу детей: требования к транспорту, на котором поедут дети, и так далее.

А так сегодняшний коллектив — это бывшие студенты, сейчас они уже работают, практически все семейные. Сыновья мои принимают участие в поисковых работах, а также основной костяк поисковиков, который сформировался за годы. Это все молодые люди. Бывают и старички, и постарше меня. А так в этом году молодежь от 26 до 35 лет. Было одиннадцать человек в экспедиции.

- Как складывается день поисковика?

- Понимаешь, у нас там не было армейской разнарядки, что подъем в определенное время и так далее. Дежурный, конечно, назначался, чтобы что-то сварить поесть. Вставали где-то в восемь, чтобы в девять выйти в поиск. Но если устали: например, нашли воронку в семи километрах от лагеря. А идти со всеми приспособлениями и там работать на жаре — тяжело, тогда на отдых больше времени уходило. А если усталый пойдешь, то в лесу это не очень хорошо: как ты будешь работать? Поэтому лучше на час больше отдохнуть, но идти в поиск со свежими силами.

Причем поиск не зависит от того, рано ты вышел или поздно. Можно за полчаса найти останки солдата, а можно целый день и два проходить и никого не найти. Тут и от случая, от везения и от опыта все зависит.

Возвращаемся под вечер. Работа была постоянно. Не было такого, чтобы мы просто искали. В основном, уже поднимали. Воронку качали три дня. Сейчас повторно можно качать воронки, которые поднимали в 89-ом году, и находить в них бойцов. Тогда еще не опытные были. Воронка оплывает и там еще слой грязи сантиметров в семьдесят или метр снимать надо было, чтобы под этой грязью найти останки. В такой воронке и нашли.

- На следующий год собираетесь?

- А мы каждый год ездим. И будем продолжать.

А. СКВОРЦОВ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

287