Меню
16+

Общественно-политическая газета «Пучежские вести»

20.05.2022 12:10 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Моя частица труда вложена в этот город»

14 мая исполнилось 90 лет Зинаиде Ивановне Трубачевой. Возраст солидный! Сколько разных событий выпало на ее долю! Военное детство, восстановление разрушенного хозяйства, учеба, работа, семья, дети, внуки…В памяти свежи все воспоминания, до мельчайших подробностей. Такое не забывается. Время быстротечно. И хочется, чтобы будущие поколения знали историю своей страны, которая неразрывно связана с историей каждой семьи. Такую надежду выразила и Зинаида Ивановна. Накануне своего юбилея она поделилась с нами своей непростой, как у всего военного поколения, судьбой. И это не только ее биография, но и всех, кто в это время жил, учился и работал.

- Я родилась в деревне Глазково Рязанской области. В семье было три брата и я. Родители из деревни уехали в г. Рязань в 1934 году. Город Рязань в то время был небольшой. Отец поступил работать в Краеведческий музей на подсобное хозяйство. Это бывший Кремль и монашеский центр в Рязани. Дали жилье в бывшей монашеской пекарне. Мама не работала, занималась домашними делами. Постоянное жилье получили только в 1941 году. Жили не богато, но имели корову, выращивали картофель, капусту, помидоры, что можно, засаливали на зиму. Так и выживали.

Началась Великая Отечественная война. Отца на фронт не взяли по болезни, но он знал, что такое война, так как участвовал в Первой мировой. В 1941 году я пошла в школу. Всех первоклашек подкармливали: давали стакан чая и пирожок с сагой. Двухэтажная школа стояла недалеко от нашего дома. Помню такой случай. Объявили воздушную тревогу, и мы спустились в убежище. Убежище — это траншея, вырытая в человеческий рост со входом и выходом и покрытая деревянным накатом из бревен, и лавочки вдоль траншеи. Слышим, что взрыв где-то рядом. Когда стихло, мы вышли из убежища и увидели: на нашем жилье снесена крыша, выбиты стекла и соседние квартиры разрушены. Со временем всё восстановили. Немецкие самолеты «навещали» наш город Рязань постоянно, так как фронт со стороны Тулы был в 60 км. Часто выключали свет, и уроки в школе проходили с лампадками. Мы их называли «моргасики». В общем, наше поколение помнит все невзгоды войны. Но эту немецкую «гидру» мы победили.

В 1949 году я окончила школу и поступила в Рязанский техникум сельскохозяйственного строительства. Преподавали математику, сопротивление материалов, механику, способы кирпичной кладки, узлы деревянных изделий. Изучали теорию, но практики не было. Обучение четырехгодичное. В 1953 году защитила дипломную работу. Получила диплом по профессии «техника — строителя» и распределение в город Горький, ныне Нижний Новгород.

В то время было слияние двух организаций: Горькийсельстрой и Горькийстрой, и поэтому нас двоих молодых специалистов не взяли на работу. Из Москвы приехал министр по кадрам Поляков (имени не помню). Посадил нас в машину и привез в город Пучеж Ивановской области. Начали строить Горьковскую электростанцию, и Пучеж попадал в зону затопления. Переносить город начали в 1952 году. Оформили на работу 11 августа 1953 года мастером. Поселили в одну из комнат восьми квартирного деревянного дома. В комнате уже жили две девушки, тоже строители: одна приехала из Смоленска, другая — из Углича. В этом же доме находилась контора, называлась СМУ-2 Ивановоспецстрой. Начальником СМУ-2 был Лукичев В.Н. Кто-то как-то сказал: чтобы строить, надо уметь, а чтобы уметь, надо учиться.

И началась настоящая практика. Разбирали старые жилые постройки, если они пригодны, собирали обратно на новом месте. Надо было переселять людей. Выбирали природный камень с дорог, с набережной и закладывали его в фундаменты. Все вручную. В зимнее время работы не прекращались. Строили временные тепляки (помещение из досок). Завозили песок, цемент, воду в чаны и делали раствор. В ночное время дежурные поддерживали тепло печью, сделанной из металлической бочки. Постепенно база СМУ-2 укреплялась: построили столярный цех, растворобетонный узел, кузницу, сушилку для деревянных изделий, котельную, две пилорамы. Подвели высоковольтную линию. Стали поставлять технику: башенный кран, автокран. Началось строительство жилых пятиэтажных домов, школ, детских садов. Еще надо возвести было школу, почту, нарсуд, военкомат. В этом строительстве принимала участие и я.

В октябре 1953 года вышла замуж за Трубачева Бориса Николаевича, участника Великой Отечественной войны. В 17 лет он ушел на фронт. Имел награды: ордена и медали. Когда познакомились, он работал в «Пучежсельстрой» по переселению деревень, попавших в затопление. Потом «Пучежсельстрой» и «Пучежкоммунстрой» объединились со СМУ-2. Начальником был поставлен Соколов Н.С. Отработала семь лет в должности мастера (с 1953 года по 1960 год), затем меня перевели в контору на должность нормировщика, потом инженером по труду и заработной плате, позднее — инженером по технике безопасности. С 1964 по 1967 годы работала прорабом.

Профессия строителя интересная, почетная и ответственная. И при этом надо еще вести и документацию, позаботиться загодя о стройматериалах, чтобы рабочие не простаивали. После смены, в пять часов вечера, начиналась планерка: отчитывались о проделанной работе за день, планировали, что будем делать на следующий день, подавали заявки на стройматериалы.

Спустя годы, решила найти работу полегче, так как в семье у нас родилось двое сыновей и им надо уделять внимание. Перешла в автотранспортную контору техником-строителем на строительство профилактория. Когда строительство закончилось, в 1979 году устроилась в пучежский «Межколхозстрой» на должность прораба-строителя завода железобетонных изделий. Строили материальные склады, ставили банки для хранения цемента, цех для пропарки изделий, очистные сооружения, полигон. Выпускали плиты перекрытий, фундаментные блоки, дорожные плиты, оконные и дверные перемычки, колонны, балки перекрытий.

В этой организации я отработала с 1970 по 1979 годы. Уволилась по собственному желанию. Но дома не сидится. Решила, что еще поработаю, а куда? Я же строитель. В пучежское строительное управление №2 была принята на должность прораба. Прикрепили мне две бригады: сантехников и электриков. Бригады по 10-12 человек. В 1982 году была освобождена от работы в связи с уходом на заслуженный отдых в 50 лет. Строители, которые работали мастерами и прорабами, уходили на пенсию по льготному списку раньше на 5 лет.

В феврале 1983 года меня пригласили поработать в Пучежскую торговую контору в должности бригадира-строителя 6-го разряда, потом перевели в мастера. Занимались ремонтом и реконструкцией магазинов. В ноябре 1992 года ушла на пенсию, отработав в общей сложности около 40 лет. Имею медаль «Ветеран труда».

Когда раньше ходила по улицам Пучежа, то постоянно думала: ведь моя частица труда вложена в этот город.

Не все бывает в жизни гладко, посещают и невзгоды: в апреле 1993 года умер муж (в войну имел ранения и был инвалидом Отечественной войны второй группы). В 2006 году умер старший сын в 51 год. Из-за пандемии сидела дома: смотрела телевизор, читала газеты. Да и ноги подводят. Но что могу, делаю сама. Помогают мне сын Юра и две снохи — Людмила и Галина, дай им Бог здоровья. А вообще у меня 4 внука, восемь правнуков и один праправнук.

С юбилеем Вас, Зинаида Ивановна! Здоровья Вам и всего самого наилучшего! Мы благодарны Вам за то, что Ваше поколение подарило нам наш замечательный город Пучеж, в котором мы живем и сейчас.

Подготовила

Е.МАЛИНИНА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

179