Желаем удачных покупок!
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей
День защиты прав потребителей в 2019 году проходит под девизом «Цифровой мир: надежные смарт-устройства». Смарт-устройства — это технологически сложные электронные устройства (часто – многофункциональные устройства), в которых используются программное обеспечение и цифровые технологии обработки данных, например: смартфон (мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера), смарт часы и т.п.
Цифровизация многих сфер общественной жизни вызвала появление культуры оплаты услуг и товаров онлайн (т.е. оплаты через электронные устройства, например, банковские карты, мобильные телефоны, в режиме реального времени, непосредственно здесь и сейчас), заказ и оплату товаров через Интернет, активное использование новых цифровых технологий в других сферах. Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров и услуг. Поэтому важно, чтобы потребители знали свои права в этой сфере.
В этой статье мы сделаем акцент на проблемах, возникающих при покупке сотовых телефонов — сейчас они представлены преимущестенно смартфонами.
В нашем районе функции по защите прав потребителей по-прежнему возложены на комитет экономического развития, управления муниципальным имуществом, торговли, конкурсов, аукционов администрации Пучежского муниципального района.
Работа по защите прав потребителей проводится на основе индивидуального подхода к каждому потребителю, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» и другими законодательными актами.
В прошедшем 2018 году в отдел поступило 30 обращений потребителей по вопросам, связанным с правонарушениями, возникающими между потребителями и продавцами (изготовителями, исполнителями) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. В 2018 году уменьшилось количество составляемых претензий, поскольку большая часть вопросов, возникших у потребителей, было разрешено посредством переговоров. Предприниматели стали внимательнее относиться к своим потребителям, выросла культура обслуживания населения, они готовы урегулировать жалобы в до претензионном порядке, не доводя дело до написания претензии или жалобы. В связи с этим общее количество обращений по сравнению с 2017 годом уменьшилось на 15 % .
В результате проведенной работы сумма возмещенного ущерба составила 33 тыс. рублей, в том числе сфера торговли — 29,5 тыс. руб.
Самыми распространенными жалобами от потребителей, касающиеся реализации товара ненадлежащего качества, явилась продажа некачественных сотовых телефонов и других технически сложных товаров бытового назначения.
Необходимо отметить, что все консультации по вопросам защиты прав потребителей оказываются на безвозмездной основе, что очень важно для социально незащищенных слоёв населения.
В настоящее время на потребительском рынке района присутствует разнообразный ассортимент товаров и услуг, выбор которых зависит только от нас. Но иногда становится очень обидно, когда приобретенный товар или услуга не соответствует требуемому качеству. В произошедшей ситуации потребитель должен грамотно потребовать соблюдения своих прав. Для этого потребителю необходимо знать определенные правила, и, следуя им, можно избежать многих неприятных ситуаций до и после покупки.
Так как в 2018 году в комитет большинство обращений потребителей поступило на продажу некачественных сотовых телефонов, то хотелось подробней рассмотреть следующую ситуацию: в каких случаях и в какие сроки потребитель может вернуть или обменять телефон сотовой связи.
Сотовые телефоны относятся к группе технически сложных товаров. Если в таком товаре отсутствуют недостатки, вы не сможете его вернуть продавцу или обменять, если он вам не подошел по размеру, цвету, форме и т.д.
Если же в приобретенном сотовом телефоне вами обнаружены недостатки, то вы вправе отказаться от договора купли-продажи и потребовать вернуть вам уплаченную за телефон сумму или заменить телефон с недостатками на телефон этой же марки (модели, артикула) или на такой же телефон другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи телефона потребителю.
По истечении 15 дней требования о возврате или обмене сотового телефона удовлетворяются в одном из следующих случаев:
- обнаружен существенный недостаток телефона;
- нарушены установленные сроки устранения недостатков телефона;
- невозможно использовать телефон в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократного устранения его недостатков, например : первый раз взяли на ремонт, ремонтировали 25 дней, второй раз пробыл в ремонте 10 дней, итого более 30 дней.
В случаях, если установленный на телефон гарантийный срок составляет менее двух лет, а недостатки телефона вы обнаружили по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, вы можете предъявить продавцу требования о возврате или обмене телефона, если докажете, что недостатки телефона возникли до его передачи вам или по причинам, возникшим до этого момента.
При обнаружении недостатков в технически сложном товаре вам необходимо определиться с видом выдвигаемого требования: возврат, замена или устранение недостатков товара и обратиться с письменным заявлением (претензией) к продавцу. В заявлении необходимо указать, какие именно недостатки были обнаружены в товаре.
Претензия составляется в 2-х экземплярах, один из которых остаётся у продавца, а другой — с отметкой о приёме товара и подписью продавца о приёме претензии — у заявителя (покупателя).
В связи с подачей вашего заявления (претензии) продавец вправе провести проверку качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.
Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, потребитель обязан будет возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
В случае отказа продавца (изготовителя) в удовлетворении ваших требований в добровольном порядке, вы как потребитель вправе обратиться за судебной защитой своих прав.
При подаче искового заявления потребителю необходимо представить в суд документы, обосновывающие его требования. А для того чтобы установить наличие существенных недостатков товара, возможно потребуется проведение экспертизы.
В каком случае проводится проверка качества товара, а в каком – экспертиза и кто ее должен оплатить?
Проверка качества товара включает в себя два этапа:
- прежде всего, проверка качества;
- после чего следует экспертиза (п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»).
Проверка качества, осуществляемая силами магазина, бесплатна для потребителя. Во время проверки качества выявляются имеющиеся в товаре недостатки и причины их возникновения.
Если в результате проверки качества товара обнаружено, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю, вследствие нарушения установленных правил использования, хранения и транспортировки, либо действий третьих лиц или непреодолимой силы, то в бесплатном ремонте последует отказ.
В случае, когда покупатель не согласен с выводами, сделанными в результате проверки, т.е. возник спор о причинах возникновения недостатков в товаре, то магазин обязан провести экспертизу товара.
Экспертиза — это исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний, с предоставлением мотивированного заключения.
Первоначально экспертизу оплачивает магазин. Экспертиза товара проводится, как правило, специальными экспертными организациями и является дополнительной проверкой качества товара с привлечением специалистов.
Если в результате экспертизы подтверждаются выводы, сделанные при проверке качества товара, что товар испорчен по вине покупателя (потребителя), то он обязан возместить магазину расходы по проведению экспертизы, а также связанные с ее проведением затраты на хранение и транспортировку товара.
В случае несогласия с выводами экспертизы покупатель вправе оспорить ее в судебном порядке.
Уважаемые покупатели, будьте внимательны, не допускайте ущемления своих прав:
- приобретая товар, не спешите отходить от места совершения покупки. Если это непродовольственный товар, то проверьте, все ли детали имеются в комплекте, если это продовольственный товар, проверьте срок годности и его состав;
- обязательно возьмите чек или документ, подтверждающий факт покупки, при наличии вышеуказанных документов вам будет легче доказать свои права, хотя их отсутствие не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований;
- если вы заключили договор об оказании услуг, выполнении работ, внимательно прочтите его до того как вы его подпишите;
- ответственность сторон в договоре должна быть расписана в равной степени и не надо бояться выдвигать свои условия;
- обязательно один экземпляр договора возьмите себе;
- если вы сделали все, что от вас зависело, а проблемы остались, обращайтесь к квалифицированным специалистам.
В преддверии Дня защиты прав потребителей хотелось бы поздравить всех жителей района с праздником и напомнить, что каждый из вас является потребителем товаров и услуг. Знайте свои права и умело ими пользуйтесь!
Желаем удачных покупок!
По вопросам защиты прав потребителей жители района могут обращаться в комитет экономического развития, управления муниципальным имуществом, торговли, конкурсов, аукционов администрации Пучежского муниципального района по адресу: г.Пучеж, ул.Ленина, д. 27, каб. № 215 ,тел. 2-16-67.
М.Борзенко,
ведущий специалист комитета экономического развития, управления муниципальным имуществом, торговли, конкурсов, аукционов администрации Пучежского муниципального района.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.