Меню
16+

Общественно-политическая газета «Пучежские вести»

15.02.2017 13:56 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 16.02.2017 г.

Их опалил афганский зной

Автор: М.КОЧНЕВА
Корреспондент газеты "Пучежские вести"
Источник: http://www.puch-vesti.ru/

Героями не рождаются, героями становятся. Иногда простых и скромных людей героями делает сама жизнь, которая у каждого человека складывается по-разному. Героев моих очерков объединил Афганистан.

«Попали в самую гущу афганских событий»

Наверное, большинство пассажиров междугородных рейсов, следующих из Пучежа до областного центра, и не догадывается о том, что скромный шофер, сидящий за рулем автобуса, что ни есть самый настоящий герой. Я говорю о Сергее Николаевиче Пестове, нашем с вами земляке, которому в годы своей молодости довелось пройти службу в Афганистане.
О том, что Сергей Николаевич – герой, участник Афганских событий знают не многие. Награды, которые у него есть – медали «За боевые заслуги», «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», а также юбилейные медали, он из своей скромности надевает не часто, а о своих боевых подвигах старается вообще умалчивать.
Знаю, что о событиях Афганской войны Сергей Николаевич вспоминать не любит. Но все же в преддверии памятной даты – Дня воинов-интернационалистов, отмечаемой 15 февраля, мне удалось его вывести на разговор о войне, которую ему пришлось увидеть своими глазами.
Описывать события тех далеких лет Сергей Николаевич начал с рассказа о родной второй школе. С теплотой вспоминал он детские годы, которые прошли на улице Калинина, где в то время располагалось здание начальной школы. С ностальгией говорил и про годы учебы в среднем и старшем звеньях: с благодарностью и любовью называл имена своих учителей, друзей-одноклассников, показывал школьные фотографии...
Не зря говорят, что школьные годы самые счастливые. Кто бы только знал, что многим здешним мальчишкам по окончании их выпадет нелегкая доля воинов-интернационалистов. Из класса, в котором учился герой нашего рассказа, служить в Афганистане довелось трем ребятам — друзьям детства: Сергею Пестову и Алексею Лещеву, а также Анатолию Половникову.
— В армию меня призвали в апреле 1986 года, — вспоминает Сергей Николаевич. – Помню, как в Иваново на распределение ехал я со своим другом — Алексеем Лещевым, а еще с Алексеем Корниловым и Сергеем, к сожалению, не помню сейчас его фамилии, из Кандаурова.
До сих пор хранятся фотографии, где на Пучежской автостанции перед самым отправлением стоим мы с Алешей.
В областном центре после распределения каждого будущего солдата ожидала своя армейская дорога. Кандауровский паренек тогда, по словам рассказчика, был направлен на службу в Москву. А вот Сергея Пестова, Алексея Лещева, Алексея Корнилова после нескольких месяцев подготовки направили в Афганистан.
— Куда конкретно в Афганистан тогда был направлен Алексей Корнилов, — рассказывает Сергей Николаевич, — я уже и не помню. Но знаю, что распределили его в связь. Я, так как после окончания школы прошел шестимесячное обучение в филиале Ивановского курсового учебного комбината при автоколонне, то есть имел удостоверение шофера, был направлен в бронетанковые войска. Алексей Лещев тоже до призыва в армию по окончании школы, пройдя учебу от военкомата в городе Кинешме, получил специальность водителя, на службе был военным шофером.
С Алексеем Лещевым я дружил с детского сада, вместе с ним прошли и мои школьные годы. Так получилось, что довелось мне с ним вместе и начинать, и заканчивать армейскую службу. В Иванове после распределения нас с Алексеем направили на две недели в Курск, затем в Батуми мы прошли трехмесячные курсы молодого бойца, после их мы приняли присягу и началось… Из Тбилиси нас направили в Ташкент, ну а там на самолете мы, имея надпись на личном деле «Команда 20 «А», полетели в Афганистан в Шиндант.
До сих пор помню первые впечатления, когда увидели чужую местность, первые ощущения, когда вступили на афганскую землю: жара, пыль, ветер, кругом сопки, горы…
— Вот это мы попали, — сказал мне тогда Алексей, спускаясь с трапа самолета. Точно подметил, что «попали». А попали в самую гущу афганских событий…
Здесь наши дороги с Алешей на некоторое время разошлись: его оставили служить в Шинданте, я был направлен в провинцию Герат.
Два с лишним года я – старший водитель бронетранспортера провел на этой боевой точке, находящейся на границе с Пакистаном. Совсем рядом с нами располагался учебный центр «душманов», которые периодически тренировались на нас – совершали подрывы, обстрелы.
Все это время мы с Алексеем переписывались. А встретились с ним по окончании нашей воинской службы на аэродроме Шинданта, откуда вместе демобилизовались и 28 августа 1988 года вернулись домой.

«Охраняли посольство СССР в Кабуле»

В Пучежской гимназии каждый знает, что Геннадию Михайловичу Шкиневу, сотруднику школы, довелось пройти нелегкую службу в Афганистане. Скромный и немногословный человек не сразу, но согласился на сложный разговор...
Слушаешь его и понимаешь, что хоть много лет прошло с событий того времени, многое изменилось, но воспоминания об Афгане до сих пор не покидают память.
- Родился я в Астраханской области, — рассказывает Геннадий Михайлович, – городе Ахтубинске 1, куда моя мама, которая родом из Пучежского района, в годы своей юности уехала по комсомольской путевке. Семейная жизнь у нее с отцом не заладилась, а потому мы — мама, я и младший братишка — после нескольких лет жизни на юге России перебрались в Пучеж. Первое время жили у бабушки на Завражье. Отсюда я пошел учиться в первую школу. Позднее, когда мама получила квартиру, и мы переехали в другой микрорайон, я перешел во вторую.
В школе я учился до восьмого класса, а затем поступил в Шуйское среднее профессиональное училище № 4. За трехлетнее обучение освоил шесть специальностей: водитель, тракторист, электрик, слесарь водоснабжения, слесарь сельскохозяйственных машин, дояр.
По окончании училища, в июле, как раз на день моего девятнадцатилетия, я получил диплом.
Получив специальность, возвратился на родину. В Пучеже устроился на работу в МПМК. Три месяца отработал, а там меня призвали в армию.
Так как в годы моей юности служба в армии была в почете, и считалось, что каждый юноша должен пройти школу мужества, служить я шел с желанием.
Помню, 7 ноября, как раз в день революции, дома справили проводы, а на следующий день, 8 ноября, вместе с пучежскими призывниками из последнего осеннего призыва, я отправился в Иваново на распределение.
Распределили меня в погранвойска, а служить направили в город Небит — Даг Туркменской АССР. Из пучежан я был один, а вот с Ивановской области нас набралось сто пятьдесят парней.
Так началась моя служба. Первое время у нас проходило обучение. Учебка длилась всего три месяца, закончилась для меня она новым поворотом в жизни.
Помню, пришел я с ночного дежурства, а меня и еще нескольких солдат срочно вызывают к командованию…
По какому поводу такая срочность и секретность, никто ничего объяснять не стал. Но про Афганистан тогда уже ходили разговоры, и многие из нас догадывались, что все это связано с ним.
В срочном порядке мы были направлены в Таджикистан. Там нас ожидали еще одни сборы, в ходе которых всех прибывших распределили на группы. После двухнедельной учебы нашу группу посадили в самолет АН — 24, и мы полетели в Кабул…
Задача нашей части состояла в том, чтобы охранять посольство СССР в Кабуле, представительство, жилые корпуса, дом советов, науки и культуры, который был построен советскими солдатами, а позднее «духи» его разбомбили.
Служба в «горячей» точке да еще на чужой территории — дело опасное и очень ответственное. В нашей части, к счастью, обошлось без серьезных потерь. Но по ночам было очень опасно выходить за охраняемую нами территорию. Уроком послужил инцидент с пропавшим бойцом.
В Афганистане я служил с 1984 по 1985 год.
О том, что служба моя проходит на афганской земле, родным не сообщал. Но, хоть и была эта информация секретной, материнское сердце маму не обмануло, она догадывалась о том, что из Таджикистана меня перебросили в Афганистан.
Понимаю ее страхи, боль и переживания. Представляю, как нелегко ей тогда было.
Переживала не только мама – Галина Аркадьевна, но и братишка Андрей, и наш отчим – Альберт Дмитриевич Федулов, который был для нас любящим, заботливым папой.
Много лет прошло с тех событий: ни мамы, ни папы уже нет в живых. Но я отчетливо помню, как они провожали меня в армию и с какой радостью вечером 1 февраля 1985 года встречали после службы в Афганистане. Были счастливые, что остался жив!..

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

131