Меню
16+

Общественно-политическая газета «Пучежские вести»

10.12.2020 14:07 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 10.12.2020 г.

О замечательных людях, с которыми я работала

В 1962 году Министерством образования в школах нашей страны был введен новый предмет- производственное обучение для старшеклассников. В те годы работали все фабрики, заводы, комбинаты, мастерские и другие предприятия. Страна восстановилась после военной разрухи, встала на ноги. Нужны рабочие руки, нужны квалифицированные кадры. Вот и решили обучать детей всем видам профессий на предприятиях по месту жительства. И в наших школах тоже ввели этот предмет.

В средней школе №1 базовыми предприятиями были льнокомбинат и автотранспортное предприятие. Девочки осваивали прядение и ткачество, а мальчики- автодело. На льнокомбинате база была хорошая, у них было своё профессиональное училище.

Средняя школа №2 обучала девочек швейному делу в КБО. Базы у них не было, специалисты все самоучки, они преподавать не могли. В 1959 году направили для обучения в Шую четверых человек по пошиву женской и мужской одежды отделом кадров комбината. В этой группе была и я. Вот как раз в 1962 году мы закончили обучение и вернулись домой, стали работать мастерами. Я получила самый высокий разряд -5.

Вот так и получилось, что директор КБО рекомендовал мою кандидатуру, и я стала работать в школе №2 учителем трудового обучения. В школе дали мне книжечку с программой. Помещения нет, машин нет, учебников нет. Первую четверть изучали ручные швы, ко второй четверти все- таки выделили в райпромкомбинате помещение, оборудовали ножными машинами и поставили «оверлок».

Учебники я привезла из Шуи, из своей профессиональной школы. Они поняли мое положение, не отказали. Стали осваивать азы своей профессии. Часов было много, каждый класс 1 день в неделю занимался трудовым обучением по 6 часов. Шили много, девочкам нравилось шить для себя, одеваться красиво хочется всем.

Годы шли, менялась жизнь, в школах вводились новые предметы, нужно новые часы на них находить. Вот и стали убавлять их с профессионального обучения.

Мария Елисеевна Коблякова была назначена директором средней школы № 1.

В 1979 году она предложила мне работу в этой школе учителем обслуживающего труда 5-9 классов и профессиональное обучение 10-11 классов.

Так я оказалась в первой школе. Новый предмет — обслуживающий труд, это меня немного смущало. С\х труд, кулинария — новые разделы предмета. Сначала было трудновато, но потом все наладилось. Девочки любили готовить, выполняли работы с удовольствием. Готовили супы, каши, напитки, салаты, винегреты, делали выпечку-оладьи, блины, хворост и даже пирожные из песочного теста с кремом.

Работа с тканью для меня не была трудной. Машины нам выделила швейная фабрика. Это были машины с электрическим приводом 22 и 97 класса и «оверлок». Учила работать на них я девчонок с 5-го класса.

Девушки 10-11-х классов работали непосредственно на швейной фабрике — шили их продукцию, но и для себя. А также очень много шили и для школы: шторы, костюмы, спец.одежду для технического персонала и работников школьной столовой.

Очень много времени я уделяла технологии обработки деталей и всех изделий, на качество, не допускала небрежности в работе. Конструирование и моделирование — это основа для создания красивых изделий. Все, что умела, я умела делать сама, старалась передать своим девчонкам. Изучали материаловедение, волокна натуральные, искусственные, синтетические, ткани из этих волокон, их свойства. Мои девочки были старательными, освоили отлично обработку всех изделий: платьев, халатов, сарафанов, юбок, блузок, брюк. Стали просто мастерицами. Шили экзаменационные изделия, сдавали экзамены. Получали отличные оценки, комиссия присваивала почти всем 3 разряд швеи-мотористки.

В 90-е годы ввели общественно-полезный труд. Мои девочки шили изделия на продажу. Школа закупала лоскут на швейной и строчевышивальной фабриках. В Иванове был открыт магазин, где принимались работы учеников со всех районов области. А вот изделия моих девочек были на выставках: областных, краевых и зональных, и на ВДНХ. Вот такие мои девочки, просто Марьи — искусницы. Спасибо вам большое.

Можно назвать по именам моих учениц, но всех не перечислить. Но одного ученика я все-таки назову. Впервые за всю мою трудовую деятельность ко мне пришел в 10-ый класс учиться швейному делу Голованов Миша. Освоил машину, все машинные швы. Стал шить продукцию швейной фабрики, я ему кроила детские изделия для мальчиков: рубашки, шорты, брючки. Все, что он шил, делал очень аккуратно и точно. Приходилось заниматься с ним отдельно, после работы. Я научила его кроить и шить брюки. Дала ему расчеты построения брюк и технологию пошива.

После окончания учебы в школе он поступил в Ивановскую текстильную академию на швейное отделение. После ее окончания работает директором своего ООО «Ришелье».

Много моих девочек выбрали профессии, связанные со швейной промышленностью.

Есть руководители предприятий, инженеры, технологи, мастера, закройщики, швеи — мотористки. Значит, какая-то частица моего труда была заложена в них. Спасибо вам, мои девочки.

А еще мне пришлось вплотную заняться пришкольным участком.

Трудно было сначала разобраться в организации работы, в документации, оформить все отделы по семействам. Биология была у меня в прошлом. С большим усилием с помощью учителей, детей дело стало продвигаться. Ежегодно пришкольные участки проверялись комиссиями РОНО. Накопили опыт работы. Стали занимать призовые места. Сначала 1-е место по району, 1-ое — по области и 1-ое — в республиканском смотре.

И опять в успехах школы львиная доля- трудолюбие наших детей. Это они оформили все отделы, разбили прекрасные цветники, где насчитывалось около сотни наименований растений, это опытническая работа. Все работали с энтузиазмом, мальчики приносили камни в ведрах для альпийских горок и ракалий. Спасибо вам, дети.

Был сделан видеофильм про наш пришкольный участок и его много раз показывали в Иваново на совещаниях руководителей.

Еще хочу рассказать о замечательных людях, с которыми мне пришлось работать. Когда я пришла в школу №1, я очень волновалась, робела. Ведь там работали опытные, талантливые люди, с наградами, со званиями.

Но я встретила дружный, доброжелательный и творческий коллектив замечательных педагогов, у которых многому можно научиться, набраться опыта.

Я быстро освоилась, было такое ощущение, что я как — будто все время работала с ними. Спасибо вам, мои дорогие коллеги, за доброе отношение ко мне, за помощь, за поддержку.

Спасибо Уткиной Р.В., Казаковой Т.И., Вавилычевой В.А., Кузнецовой О.Н., Карповой Е.А., Солдаткиной Н.И., Шороховой В.Д., Поляковой Т.И., Канашиной Т.Б., Козловой В.Г., Паршиной З.И.

Помню и тех коллег, которых уже нет с нами. Это Коблякова М.Е., Каткова М.В., Катков В.Н., Померанцева С.А., Клопова К.Г., Хоняк В.С., Грошовкина Н.В., Тузова А.Ф., Филиппова Е.И., Хохлова С.В., Куртина Р.Д. Это — костяк нашей школы. Светлая им память и низкий поклон.

В настоящее время наша школа уже имеет другой статус. Она стала называться Лицеем.

Возглавляет Лицей Шумакова Елена Васильевна — деловой, ответственный, душевный человек. Старается, чтобы школа — лицей была впереди, чтобы учителям было приятно работать. Проявляет заботу и внимание о нас, ветеранах.

Я хочу поздравить весь педагогический коллектив с 65 — летием.

Желаю процветания, славы, таланта, успехов, хороших, умных и послушных детей, удачи, благополучия, счастья, радости и всяческих благ.

Дорогие ветераны!

Вы ведь всем сердцем вросли в свою школу. Поздравляю от всей души Вас с её юбилеем!

Будьте здоровы, бодрости, силы духа, энергии, долголетия, чуткости и внимания детей, внуков и близких Вам людей! Будьте счастливы!

И.Морозова,

учитель обслуживающего

труда, ветеран

педагогического труда.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

82