Меню
16+

Общественно-политическая газета «Пучежские вести»

10.10.2019 11:04 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 10.10.2019 г.

Юбиляры осени

Этой осенью трое наших ветеранов отмечают свои юбилеи, все они бывшие работники Пучежской типографии. Многое изменилось с тех пор: и сама типография упразднена, и профессий тех уже нет, районная газета печатается в областной типографии офсетным способом. Тем дороже наши воспоминания о том трудовом времени, когда два коллектива под одной крышей на протяжении долгих лет были объединены одной задачей – выпуском печатной продукции…

Завтра исполняется восемьдесят лет Николаю Николаевичу Паршину, линотиписту типографии. Вот что рассказал о нем бывший директор типографии Михаил Георгиевич Костюничев:

- Николай Николаевич был газетчиком, можно сказать, так как набирал газетный текст на строкоотливной машине. Кроме набора, у него были обязанности по обслуживанию линотипа, уход за ним осуществлял. Когда газета была набрана и напечатана, нужно было весь свинцовый сплав переплавить (при линотипе имелась специальная плавильная печка), а потом опять залить в длинные формы, и снова использовать для отлива нового текста. Работа со свинцом — вредное производство. Чтобы выработать вредный стаж, требовалось двенадцать с половиной лет. В цехе имелось два линотипа. На другом работал Анатолий Павлович Кириков. Газета выходила в те годы три раза в неделю тиражом в шесть тысяч с лишним экземпляров. Иногда приходилось и в субботу выходить на работу, чтобы успеть с выпуском газеты.

- Надо полагать, что еще и правки немало было, после корректурной читки некоторые монолитные строчки приходилось отливать заново. Михаил Георгиевич, а у кого учились линотиписты такой непростой трудоемкой науке?

- Николай Николаевич Паршин в Пучеж приехал из Сибири, там работал киномехаником. К нам в типографию пришел в 1962 году, направили его на действующие при областной типографии курсы, так он и стал линотипистом, постепенно набираясь опыта. Почти тридцать лет отработал у нас. На смену пришли Сергей Белов, Александр Бутузов, переняв трудовую эстафету у старших.

А еще мы помним Николая Николаевича как неунывающего, активного человека, зажигающего окружающих своим жизнелюбием. И в лес сходить, и песню спеть, в кругу друзей посидеть с гармошкой, в огороде помочь, внучке порадоваться – это все про него. Конечно, сейчас, когда восемь десятков позади, здоровье уже не то. Но радоваться жизни не разучился. Да и живет Николай Николаевич в окружении близких людей – жены, сына, снохи, внуки тоже не забывают гостеприимного деда. И это самое главное!

Газета составляла 30 процентов от плана, который доводился до типографии, остальное приходилось на бланочную продукцию, которой занимались наборщицы. М.Г.Костюничев вспоминает, что в его время было четыре наборщицы. Одна из них – Лидия Александровна Рунова, кстати, она родилась в самый первый день сентября, а в этом году исполнилось ей 75 лет!

- Лидия Александровна – женщина спокойная, неторопливая, грамотная,- характеризует ее бывший директор,- она в основном ручным набором занималась, но и верстку газеты освоила, заменяла при случае верстальщицу.

Взаимозаменяемость в любом коллективе и в любое время важна. А мы прекрасно помним Лидию Александровну — деликатную в общении с мягкой улыбкой на лице. Работать с ней было легко, хотя труд наборщицы – все время проверка на внимательность, сосредоточенность. Бланки самых разных форматов набирались вручную – буква по букве. А для этого нужно было хорошо ориентироваться в многочисленных кассах, различать и запоминать по начертанию и размерам разные шрифты: жирные, полужирные, курсивные, светлые; петит, корпус; строчные, прописные… Бланки набирались в гранках разного формата, когда набиралась из букв целая строчка, она отбивалась пробельной линейкой, потом набиралась следующая и так весь текст. Потом его надо было обвязать шпагатом, чтобы не рассыпался, сделать оттиск на корректурном станке, проверить правильность набранного текста, прежде чем отправить в печатный цех для тиражирования. Много всяких нюансов, все не расскажешь, да это и не столь важно. Главное, Лидия Александровна всегда работала с позитивным настроем день за днем, год за годом. Также выработала вредный стаж (10 лет). Ушла потом на заслуженный отдых, но без дела не осталась и там: свой дом, огород – все это требовало постоянной заботы, приложения рук. По-другому, впрочем, она и не умела.

В настоящее время по состоянию здоровья живет с одной из дочерей в квартире. А в редакции газеты ее дело продолжает дочь Антонина Витальевна Долотова, которая верстает газету с помощью компьютерной программы.

Уже два десятка лет не доносится из типографских цехов сильный ритмичный стук механизмов печатной машины. А иногда так и думается, что вот-вот откроется оттуда дверь и навстречу выйдет красивая статная женщина, которой в пору было руководить целым производством. Столько в ней чувствовалось сил и достоинства! Конечно же, речь идет о нашей печатнице Людмиле Павловне Пасынковой. Кстати, Людмила Павловна тоже юбиляр этой осени, правда, в самом ее конце. Всему свое время, а сегодня мы просто вспоминаем, можно сказать, ее героическую профессию.

Если вы представляете размеры печатной машины ПС-1,то должны понимать, как сложно и ответственно работать на ней даже для мужчины! Но Людмила Павловна смогла укротить этого печатного гиганта, и к нам в Пучеж она приехала уже профессиональной печатницей, набравшись опыта в областной типографии. Сама она родом из Зарайского, захотела стать ближе к родной земле. Так оказалась в местной типографии. Печатники особо не держались, поэтому Людмилу Павловну приняли здесь охотно. Специфику работы не все могли выдержать, ведь часто приходилось печатать газету вечером, когда все уже разошлись, или приходить рано утром, до того, как приедут за свежим тиражом районки. Читатели уже ждут!

Работа на ногах. Каждый лист тиража нужно было печатнице прихватывать одной рукой со стола машины, другой ловко направлять к печатному валу. Иначе случится перекос, придется останавливать машину. Чтобы газетная бумага лучше прихватывалась, пальцы приходилось смазывать глицерином. Не выпускала из поля зрения Людмила Павловна в процессе работы и качество печати: то марашка какая вылезет, то не пропечатывается картинка, кусок текста. Все это требовало устранения. А иногда еще и мы, работники редакции, с запозданием обнаружив ошибку в своих материалах, просили Людмилу Павловну остановить машину, чтобы заменить металлическую строку с ошибкой на новую. Конечно, такое не приветствовалось, но, пожурив нас, она все-таки шла нам навстречу. Между тем время дорого: скорость печатной машины – 30 экземпляров за одну минуту. А нужно газету откатать, еще бланочной продукции сколько!

Директор типографии М.Г.Костюничев рассказал, что для облегчения труда однажды приобрели они самонакладную печатную машину. Но машина эта оказалась куда капризней, требовалось регулярное обслуживание механика, что было не по силам местной типографии. Да и резальная машина не давала той идеальности листов, как этого требовала новая техника. Побились, побились – вернулись снова к привычной старой печатной машине. На офсетную печать наша типография перешла последней в области. И это уже другая история. А Людмила Павловна вернулась к своим истокам в Зарайское. Она прекрасная хлебосольная хозяйка, любит трудиться на земле, собирать лесные дары, хотя здоровье с годами и жизненными испытаниями подорвано. Но она осталась сильной по духу женщиной и дай бог, чтобы такой была долгие годы!

С.ЭМБЕРГ,

председатель ветеранской

организации газеты

«Пучежские вести».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

232