Меню
16+

Общественно-политическая газета «Пучежские вести»

25.09.2018 08:56 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 27.09.2018 г.

Александр Мучкаев: «Это был самый образованный и тактичный учитель из всех, кого я знал»

Александр Алексеевич Мучкаев

Рисунок Виктора Николаевича Каткова

«Буквально во вторник Виктор Николаевич меня хвалил и «пять» поставил, а уже в четверг влепил мне «кол» и отругал. Учить, говорит, уроки-то надо», — наша газета попросила Александра Алексеевича Мучкаева, художника и преподавателя Детской школы искусств, вспомнить и рассказать о своем школьном учителе истории Викторе Николаевиче Каткове.

- Александр Алексеевич, с пятого класса у вас началась история. Вплоть до окончания школьного курса преподавал ее Виктор Николаевич. Каким он был учителем?

- Это был самый образованный и тактичный учитель из всех, кого я знал вообще. И очень строгий. На его уроках была дисциплина. Даже хулиганы его побаивались, хотя он никогда не кричал, никого не обзывал, учеников всех называл на «Вы», в том числе и хулиганов. Даже тому, кого выгонял из класса за какой-то проступок, говорил:

- Выйдите из класса!

А что мы — «пятиклашки» — сопляки еще, но обращался учитель к нам строго на «Вы». Очень был вежливым.

Виктор Николаевич очень хорошо знал свой предмет. Вел уроки грамотно, не заглядывал ни в какие конспекты, знал все даты на память и никогда не ошибался. Урок он чаще всего проводил не по учебнику, а по дополнительным материалам. Давал знания, которые не ограничивались содержанием учебника.

На лето всегда советовал, какие лучше прочитать книги, раскрывающие ту или иную эпоху. Все мы записывали их. Он не спрашивал содержание этих книг. Просто, говорил: кто хочет более досконально узнать эпоху, вот такие книги нужно прочитать. Будем изучать, например, средние века, он советовал прочитать «Айвенго» или «Робин Гуда». Вы, говорит, вживетесь в эту эпоху, вам легче будет воспринимать учебный материал.

- Интерактивных досок тогда не было, какой наглядный материал использовал учитель?

- Виктор Николаевич очень хорошо рисовал. Все наглядные пособия, план-схемы, например, по Куликовской битве или Ледовому побоищу делал сам. Причем рисовал не только черточки и стрелочки, но и портрет Дмитрия Донского, доспехи рыцарей. Нам, ученикам, было интересней и легче так изучать историю. Одно дело рассматривать черно-белое маленькое изображение в учебнике, а другое — большое, цветное, красивое, наглядное пособие, качественно сделанное, с изображением людей в одежде соответствующей эпохи и т. д. И мы, дети, лучше запоминали, усваивали материал. Все эти пособия он делал, оставаясь после уроков или дома. Казалось, за это ему не платили.

Но вот таким увлеченным человеком был Виктор Николаевич. Он единственный тогда уже был заслуженным учителем РСФСР.

- А что вас лично сближало двоих, кроме уроков истории?

- Мы с ним иногда оставались в школе рисовать. Я что-то с натуры рисовал, а он для школы делал наглядные пособия. Сошлись мы на почве любви к изобразительному искусству.

Он был очень начитанным. И я любил читать. У него была замечательная, шикарная библиотека. У нас в Пучеже по тем временам лучшие библиотеки были у Павла Александровича Бурова, литератора, и Виктора Николаевича. Я у него часто бывал дома.

- А были какие-нибудь курьезные случаи в школьной жизни, связанные с историей и ее преподавателем?

- Я прекрасно помню один такой случай. Виктор Николаевич, как правило, давал мне писать рефераты и проводить вместо себя уроки по изобразительному искусству той эпохи, которую изучали в классе. Проходим, например, историю Франции или Англии какого-то периода. Последняя тема этого раздела заканчивается, культурой: историей живописи, архитектуры и т.д. Учитель всегда помогал мне в подготовке, подборке материалов: у него были вырезки из «Огонька», репродукции картин всех художников, фотографии скульптур, архитектуры и прочее. Все уроки по культуре проводил я. Это мне нужно было для поступления в художественное училище.

Один раз получилось так. Я очень хорошо провел урок по написанному реферату. Получил «пять с плюсом», чему очень обрадовался! И на следующий урок не стал учить другую тему, думая, что меня учитель два раза подряд спрашивать не станет. А на следующий урок Виктор Николаевич вызвал меня отвечать новый материал, который я не учил, и поставил мне «кол». Я так расстроился, потому что еще вчера ответил на «пять с плюсом». Но никто не обижался в таких случаях. Буквально во вторник он меня хвалил и «пять» поставил, а уже в четверг он мне поставил «кол» и отругал. Учить, говорит, надо уроки-то.

Он мог отличнику поставить «двойку», если тот не выучил урок. У него не было любимчиков, и он не смотрел на авторитеты: хоть ты сын дворника, хоть секретаря райкома партии. Он не смотрел на это никогда.

- Внешкольные, внеурочные мероприятия проводились Виктором Николаевичем?

- Он готовил все туристические слеты. Он вел кружок по краеведению. Он учил нас перед слетом, как поставить палатку, как преодолевать полосу препятствий. Сам натягивал все канаты и веревки.

У нас очень было развито спортивное ориентирование на местности. Кто-то даже становился чемпионами области. Это всё заслуги Виктора Николаевича Каткова.

Помню, мы ездили на турслёт под Кохму. Он первый проходил полосу препятствий и нам показывал, как не свалиться с каната, как по бревнышку пройти. То есть он сам, не на словах, а сам показывал, как это надо сделать.

- Виктор Николаевич был очень деятельным человеком.

- Да. Мы всегда поражались его работоспособности. Он не курил, не выпивал. Приучал детей к спорту. Он был физически крепким. Хорошо играл в волейбол, обладал сильным ударом. И не дай Бог, если попадешь под его удар. Тут уж не зевай: лоб под мяч не подставляй. К тому же мячи тогда были со шнуровкой.

Он очень любил природу. Не только рисовал хорошо, но и прекрасно вырезал из дерева. До сих пор у его детей сохранилось много его работ. Он, в основном, вырезал на историческую тематику — воинов, рыцарей, богатырей — и очень любил животных. Я помню он вырезал группу лосей, лошадей, причем довольно-таки больших — сантиметров по 50 высоты.

Виктор Николаевич увлекался фотографией, вел фотокружок. Он, вообще, хорошим был фотографом.

В Костромской области шли съемки фильма «Снегурочка». И так получилось, что он нашу группу повез на съемки этого фильма. Он познакомился с Кадочниковым, который уже работал, не как актер, а как режиссер. Виктор Николаевич сделал там очень много фотографий и сам оформил стенд в школе: наклеил фото, подписал их, нарисовал картинки. Я помню, нам очень нравился этот стенд фотографий с актерами в Берендеевке.

Я только удивлялся, как у него на все времени хватало. Представляешь, какой разносторонний человек. Его интересы были настолько многообразны. Когда он только отдыхал?

Летом с семьей — с женой Маргаритой Васильевной и сыновьями — они ездили на р. Нёмду (левый приток Волги) к границе Ивановской и Костромской областей.

Виктор Николаевич был человеком очень активным. Он без движения просто не мог.

- Общение после окончания школы продолжилось с учителем?

- Уже закончив школу, мы, студенты, приезжали на каникулы домой и навещали Виктора Николаевича. Иногда у него в доме не было места, где присесть. Все ученики собирались у него дома. Постоянно приходили с шоколадкой, цветами. Устраивалось чаепитие. Он знал судьбы всех, всех помнил. Вот так его любили. Хотя он у нас не был классным руководителем, а просто преподавал историю, но его все классы считали за своего.

Беседовал А. СКВОРЦОВ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

470