Меню
16+

Общественно-политическая газета «Пучежские вести»

13.09.2018 09:43 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 от 13.09.2018 г.

Виктор Храмов: «Здоровье не так, чтобы хорошо, но на Бога не жалуюсь»

Родился Виктор Дмитриевич 1 сентября 1928 года в деревне Бараново Пучежского района (в сторону Зарайского). В семье было трое детей: сестра и два брата. Виктор — самый старший.

Учился Виктор в школе в Лежебокове, в Пятница-Высокове и один класс — восьмой — в Сеготи. Учился до 43-го года. В 43-ем году кончились у мамы все припасы, ходить в Сеготь было далеко. Начал работать в колхозе. Но с началом войны, детям итак приходилось летом работать в колхозе.

«За матерью была закреплена лошадь. И как лето придет, мать говорила: «Витька, берись за лошадку!», — и так работаешь до школы. А в 43-ем году я совсем перешел в колхоз», — вспоминает Виктор Дмитриевич.

С 8-ого класса 1943 года пришлось бросить школу и до 1948 работать в колхозе «Свободный труд» Петуховского сельсовета. За парнями была закреплена лошадка. На этой лошадке они и возили, и пахали, и боронили, и сеяли, и урожай убирали. Но помимо этого приходилось и овес косить, и траву сушить и т.д. — в общем, выполнять все посильные работы колхозника.

В 48-ом году молодого человека призвали в армию. Если в песне поется «отслужив как надо» срочную службу, солдат, однако домой не вернулся, а поступил в Оренбуржское зенитно-артиллерийское военное училище и получил направление на Черноморский флот. Там служил в противовоздушной обороне. Дослужился до звания капитана, командира батареи, а в 60-ом году демобилизовался.

После службы Виктор Дмитриевич вернулся в Пучеж. Встал вопрос: куда идти трудиться? От местной партийной работы командир батареи отказался. Тогда ему посоветовали искать себе место самому. И пошел Виктор Дмитриевич в автоколонну слесарем, и со слесаря дослужился до начальника автостанции.

«В то время, когда я пришел, работать в автоколонну, — вспоминает капитан в отставке, — автобусное сообщение было только до Кондаурова, Сеготи и Затеихи. А за мое время работы на автотранспортном предприятии — с 60-ого до 88-ого года, т.е.28 лет — были открыты все существующие ныне и уже частично закрытые ныне автобусные маршруты. В 88-ом году я ушел на пенсию, но был в силе, здоров и пошел работать в охрану. И еще в охране отработал 9 лет».

С 43-го года никаких перерывов в работе не было, исключая только какие-то пять дней для устройства по приезду. Всего 54 года стажа: 5 лет в колхозе, 12 лет в армии, 28 лет в автоколонне и 9 лет в охране.

Награжден Виктор Дмитриевич Храмов медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны», и у матери есть такая медаль.

66 лет длится брак Виктора Дмитриевича и Апполинарии Александровны. Они вырастили трех сыновей. Все живут в разных городах: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Оренбурге. Сыновья тоже пошли по военной линии. Некоторые уже на пенсии. «У нас пять внуков, восемь правнуков», — добавляет Апполинария Александровна. Из рассказа супруги узнаю, что до 88 лет Виктор Дмитриевич занимался огородом. Но вот ноги стали подводить. И огород пришлось оставить.

На вопрос, чем занимаетесь сейчас, хозяин отвечает, улыбаясь: «А ничем сейчас не занимаюсь. Теперь только какая моя работа? За хлебом в магазин, за кефиром. Хозяйка кормит. Не знаю, долго ли прокормит. Здоровье пока не так, чтобы хорошо, ноги вот не ходят, но на Бога не жалуюсь. Вот такие дела».

Поздравительный адрес от Президента РФ и подарок от администрации Пучежского района были торжественно вручены Виктору Дмитриевичу представителем муниципалитета.

P.S. Есть у Виктора Дмитриевича автобиография, записанная в простой школьной тетради в клеточку, в которую еще в свое время вкладывалась промокашка.

Из автобиографии

Работали с азартом. Урожаи были плохие. Жили в колхозе от урожая до урожая. Запасов зерна не было. До вступления в колхоз, наши одну корову продали. Когда вошли в колхоз, обобществили лошадь, сбрую, весь сельхозинвентарь, сарай и мельницу с овином. Остальное осталось в личной собственности. Лошадей свели по трое в частные дворы. Общего конного двора пока еще не было. Построили его где-то в 1932 году между Забегаевом и Барановым на левом берегу речки Песочная, куда свели всех лошадей. Было два конюха, которые дежурили посменно в теплушке у конного двора, куда заносили для просушки конскую сбрую и отгородили комнатушку для колхозной конторы, в которой находились председатель и счетовод.

В колхозе создали четыре бригады: Петуховскую, Барановскую (с Забегаевой), Александровскую и Занкинскую (с Яриловым). В Петухове и Занкине были свои конные дворы. МТФ на 6 коров была создана в Забегаеве во дворе бывшего мельника пустынской мельницы. Он уехал жить в пустыню. Дом его колхозом был куплен в 1936 году, в который и переехала колхозная контора.

Когда мне было три года, отца взяли в Красную Армию. Служил он в 130-ом Богунском полку. Мать посылала часто посылки с сухарями. Это я уже помню.

По приходу из армии отца назначили кладовщиком, а вскоре избрали председателем колхоза. Вот в то время и выстроили двор на 25 лошадей. Окна сделали с обеих сторон двора. Наступила осень. Сквозняк гуляет по двору. Лошади после работы потные, их продувало сквозняком, и они заболели. Сдохло где-то восемь лошадок. За халатность отца судили. Дали год принудиловки. Он отрабатывал ее на сплаве леса на реке Унжа. Вернувшись домой, работал колхозником, зав. МТФ, а затем бригадиром полеводческой бригады.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

92