16+

Общественно-политическая газета «Пучежские вести»

Главная / Статьи / Чтобы никогда не нарушались ваши права!
14.03.2018 10:04
  • 144

Категории:

Чтобы никогда не нарушались ваши права!

Наш собеседник — ведущий специалист комитета экономического развития администрации Пучежского муниципального района Марина Викторовна БОРЗЕНКО.

С нарушением прав потребителей время от времени сталкивается каждый из нас. В то же время, как показывает практика, именно закон «О защите прав потребителей» сегодня в нашей стране – один из самых эффективных. При грамотном применении в большинстве случаев можно отстоять свои интересы, даже не доводя дело до суда.

Стоит разобраться, какие именно нарушения чаще всего встречаются в магазинах и как потребитель может отстоять свои права и интересы. Наш собеседник — ведущий специалист комитета экономического развития администрации пучежского муниципального района Марина Викторовна БОРЗЕНКО.

- Запрет на фотографирование товаров устанавливают многие магазины и крупные супермаркеты.

- Обычно это объясняют тем, что представленный на полках товар, ценники на него и выкладки являются коммерческой тайной. Также данный запрет может содержаться в локальных актах магазина (например, в правилах внутреннего распорядка).

- Значит ли это, что покупатель действительно не имеет права фотографировать товар?

- В законодательстве РФ четко указано, что федеральные законы и постановления обладают наивысшей юридической силой, поэтому локальные акты организации не могут их отменить. Поэтому даже при наличии запрета фотографировать товар покупатель имеет право, ведь магазин является общественным местом, в котором такие действия вполне законны. Что касается доводов относительно коммерческой тайны, то стоит, прежде всего, определиться со значением этого термина. В соответствии с федеральным законом «О коммерческой тайне», под ним понимаются сведения и данные, которые имеют коммерческую ценность и неизвестны третьим лицам. Основной признак информации, которая является коммерческой тайной,– ограничение доступа к ней. Поскольку магазин – общественное место, то все расположенные в нем товары доступны для широкого круга лиц и никак не могут быть коммерческой тайной.

Запрет фотографировать что-либо в магазине – прямое нарушение конституционных прав человека на свободный доступ, получение и распространение информации.

- Имеет ли право охранник магазина проверять у посетителя сумку?

- Содержимое сумки покупателя является его личными вещами, осматривать которые вправе только сотрудники полиции с соблюдением всех предписанных для этой процедуры правил, то есть в присутствии двух понятых и с составлением протокола досмотра.

Даже если на выходе из магазина сработал детектор, охранник или кассир не имеют права лезть в сумку к покупателю.

Законными будут только следующие их действия: проверка вещей и сумки, на которую покупатель согласился добровольно; если покупатель отказывается сам показать сумку — вызов полиции; задержание покупателя, который пытается скрыться, с возможностью применения силы и спецсредств, при этом охранник должен составить и передать сотрудникам полиции акт задержания.

Если охранник нарушает закон и пытается проверить сумку самостоятельно, это является основанием обращения в полицию.

- Марина Викторовна, могут ли не пустить в магазин?

- Вероятно, Вам приходилось наблюдать, как какого-либо посетителя не пустили в магазин с собакой или с коляской. При входе во многие магазины можно заметить изображения или надписи, которые ограничивают вход в него некоторых покупателей. В частности, это могут быть люди с животными. На магазине должен иметься соответствующий знак о запрете входить с животными – в противном случае покупатель имеет право заходить в магазин со своим животным.

С коляской с ребёнком. Данный запрет является прямым нарушением Конституции, поскольку ограничивает права и свободы человека. Ребенок не может передвигаться иначе как в коляске, поэтому администрация торговой точки не имеет права не пускать его на территорию своего магазина.

В состоянии алкогольного опьянения или с признаками угрозы для общественного порядка. Ограничения такого рода вполне обоснованы, поскольку посещение общественных мест такими лицами – нарушение закона.

С сумками, пакетами или купленными в другом магазине товарами. Покупатель имеет право заходить в магазин с любыми вещами, при этом иметь на них чек вовсе не обязательно. Следить за товаром магазина и уберечь его от краж – обязанность сотрудников магазина, поэтому покупатель может не оставлять вещи за пределами торгового зала.

- Могут ли требовать сдавать вещи в камеру хранения или гардероб?

- Подобные объявления можно увидеть везде, начиная с кафе, заканчивая муниципальными поликлиниками, но важно понимать, что такие предупреждения противоречат российскому законодательству. Администрация заведений несёт ответственность за вещи, оставленные вами на хранение, согласно Гражданскому кодексу РФ (статьи 891,901,924). И доказательством заключения договора хранения становится номерок, жетон или ключ (пункт 2 статьи 887 ГК РФ). Это значит, что между организацией и покупателем заключается некий договор на оказание безвозмездных услуг, на который клиент может как согласиться, так и отказаться от него. Поэтому сдавать вещи в камеру (гардероб) или нет – это решение должен принимать исключительно покупатель.

Однако на практике в некоторых магазинах его сотрудники требуют, чтобы клиент сдавал вещи в камеру хранения, при этом нарушают принцип свободы заключения договора, который записан в статье 421 Гражданского кодекса. Такое требование является прямым нарушением прав гражданина и может трактоваться как навязывание дополнительной услуги при торговле товарами. Покупатель имеет право потребовать книгу жалоб и оставить там отметку о соответствующем нарушении.

Например, вы пришли в поликлинику и сдали одежду в раздевалку или пришли в магазин и положили свои вещи в ячейку в магазине, после чего получили номерок или ключ. Когда вы посетили врача или закончили с покупками, вы обнаруживаете, что ваши вещи отсутствуют там, где вы их оставили. И сотрудники организации начинают говорить: администрация ответственности не несет, у вас ничего с собой не было, вы все придумали, разговаривать с вами не будем и так далее. В такой ситуации главное не растеряться, найти номерок или ключ, подтверждающий, что вы сдавали вещи, и сразу вызвать полицию. Номерок до приезда полиции лучше не отдавать или сфотографировать и отдать под расписку. Полиция должна обязательно явиться и зафиксировать письменно ваши показания и ваше заявление о краже. Вам также нужно найти свидетеля, который подтвердит, что вы действительно положили в ячейку дорогие ботинки, а не старые тапочки, в гардероб сдали норковую шубу, а вовсе не куртку из полиэстера. Наличие чека на вещь, сданную на хранение, также может вам помочь. Если оставленные в камере вещи пропали или были повреждены, то ответственность за это также ложится на магазин, несмотря на уверения в обратном. Администрация должна возместить клиенту тот убыток, который он понес в результате потери или порчи своих вещей.

- Что делать, если магазин требует заплатить за нечаянно разбитый товар?

- Повреждение товара, если оно было нечаянным, в большинстве случаев является проблемой магазина. Заставить заплатить за него администрация может только путем обращения в суд, причем положительное судебное решение будет принято лишь в том случае, если будет доказана умышленность действий покупателя.

Можно выделить случаи, при которых магазин не сможет возместить с покупателя ущерб за разбитый или поврежденный товар: товар был закреплен на полке неустойчиво или, наоборот, банки или бутылки стояли слишком плотно; покупатель поскользнулся на мокром полу и во время падения задел товар: проходы между полками в магазине слишком узкие и не соответствуют установленным нормам; товар упал во время движения по транспортной ленте на кассе.

В этих случаях в повреждении товара большую часть вины несет сам магазин, поэтому покупателя никто не может заставить платить за него.

- Однако есть ситуации, при которых все-таки придется возмещать ущерб.

- Покупатель взял товар, например, бутылку и не удержал его в руках.

Товар был поврежден нарочно и это можно доказать, в частности, есть показания свидетелей, данные с камер видеонаблюдения и т. п.

Покупатель (или ребенок, который был с ним) совершал в торговом зале действия, нарушающие общественный порядок (бегал, дрался, находился в состоянии алкогольного опьянения), и т. п.

В этом случае явно присутствует вина покупателя, поэтому испорченный товар он обязан будет оплатить.

Можно перечислить еще несколько частых нарушений прав потребителя, с которыми он сталкивается при совершении покупок в магазине.

- Это может быть и несовпадение цены, указанной на ценнике и в чеке.

- Нередко при покупке товара в магазине возникает ситуация, когда цена на товар, указанная на ценнике, не соответствует цене на кассе. Однако, согласно законодательству о защите прав потребителей, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о цене товара.

Цена на ценниках должна быть в наличии, и она является существенным условием договора. Информация, указанная на ценнике, значима, так как именно она позволяет потребителю сделать выбор из имеющегося аналогичного товара.

Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи (п. 1 ст. 500 ГК РФ).

- Что делать в случае отказа в предоставлении жалобной книги?

- Часто встречающийся аргумент для отказа: «книга в это время находится на регистрации» или «она как раз сейчас внимательно изучается начальством». Ничего страшного! Изложите вашу претензию в двух экземплярах. Один экземпляр передайте любому работнику магазина, а на втором пусть будет сделана отметка о принятии к рассмотрению.

Нередко при общении с вышестоящими сотрудниками книга жалоб и предложений внезапно «находится». Если этого все же так и не произошло, то следует составить вторую жалобу на отказ в предоставлении книги (также в двух экземплярах).

Иногда покупателю приходится сталкиваться с хамством или иным некорректным поведением работников торговли.

Один из самых действенных методов борьбы с хамами за прилавком – жалоба руководству торгового предприятия, лучше письменная, но можно и устно. Не думайте, что это бесполезная мера. Любая письменная жалоба – это документ, на который руководитель не только должен дать объективный ответ, но и принять соответствующие меры к провинившемуся продавцу.

Но хотела бы отметить важный человеческий момент. Знайте, что продавцы и кассиры — тоже люди. Все штрафы, недостачи, кражи покупателей они покрывают из своей зарплаты. Поэтому не забывайте и вы улыбаться этим людям и быть с ними вежливыми.

- Марина Викторовна, как пользоваться книгой жалоб?

- Каждый человек в мире является потребителем товаров и услуг. Её официальное название — «Книга отзывов и предложений». Мы редко когда про нее вспоминаем, считая неэффективной в решении реальных проблем. Однако тут мы не совсем правы. Очень часто владельцы фирм не подозревают о том, что творится у них под носом. В этом случае, сделав запись, можно изменить ситуацию к лучшему. Прежде чем оставить отзыв в Книге, убедитесь, что она соответствует требованиям закона. Настоящая книга отзывов и предложений полностью пронумерована, прошнурована и с печатью. В самом начале книги на первой странице должна быть помещена инструкция. Там же должны быть указаны и телефоны начальства, а также именно тех организаций, в которые на эту самую фирму можно пожаловаться. Требовать книгу отзывов и предложений вы можете в любой организации, которая оказывает услуги или продает товар. Запись стоит сделать как можно более подробной. Чем больше подробной информации вы оставите, тем больше шанс, что меры будут приняты. Согласно законодательству, руководитель предприятия или его заместитель обязаны рассмотреть внесенную в книгу жалобу в течение двух дней. Затем в течение пяти дней они обязаны внимательно разобраться в сути вопроса и принять меры к устранению недостатков и нарушений в работе предприятия. Для того чтобы узнать, были ли приняты эти самые меры, достаточно снова посетить предприятие и заглянуть в книгу. На другой стороне того листа, где вы высказали свое предложение, должна быть отметка о принятых мерах. Кстати, если вы оставили свой адрес, вам ещё и письменный ответ в 5-ти дневный срок выслать обязаны. Если по каким-то причинам на принятие мер по вашей жалобе требуется больше времени, тогда об этом тоже должны написать на обратной стороне листа. Этот большой срок ни в коем случае не должен превышать пятнадцати дней. Все, что было перечислено выше, это в идеале. В реальности же законы о жалобах в книге отзывов и предложений редко соблюдаются. То есть, на вашу жалобу могут как отреагировать, так и нет.

В крайнем случае, если у вас не получилось решить ситуацию по защите своих прав самостоятельно, вы всегда можете обратиться в администрацию района за консультацией. Обязанности по консультированию в области защиты прав потребителей возложены на ведущего специалиста комитета экономического развития, управления имуществом, торговли, конкурсов, аукционов администрации Пучежского муниципального района (адрес: г.Пучеж, ул.Ленина, 27, тел. 2-16-67, Борзенко Марина Викторовна).

В заключение хочу поздравить всех с Всемирным Днём защиты прав потребителей. Желаю, чтобы никогда не нарушались ваши права. В любой трудной ситуации сохраняйте чувство собственного достоинства!

Желаю хороших покупок!

Беседовала

Е.МАЛИНИНА.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Полезные ссылки

Вверх