16+

Общественно-политическая газета «Пучежские вести»

Главная / Статьи / «Прошлое еще долго будет держаться в памяти тех, кто жил и учился в советское время»
11.01.2018 11:12
  • 339

Категории:

«Прошлое еще долго будет держаться в памяти тех, кто жил и учился в советское время»

Год назад вышла «Книга памяти Мортковской школы», автором и составителем которой является Волкова Нина Николаевна, председатель первичной ветеранской организации села Мортки, ранее 13 лет работавшая директором этой школы.

В книге размещены многочисленные фотографии выпускников и учителей школы, начиная с 1969 года до 2007 (года закрытия школы), а также данные о месте жительства и работе ее выпускников в настоящее время, которые в детстве жили в 17 деревнях Мортковского сельсовета. Но особую ценность представляют воспоминания 17 бывших выпускников школы, закончивших ее более 40 лет назад, получивших высшее образование, ставших мамами и папами, дедушками и бабушками, воспитывающих своих внуков. Они, по сути, и являются авторами этой книги. Хочется выразить слова искренней благодарности и признательности всем, кто поделился своими воспоминаниями о втором родном доме под названием Мортковская школа. Убеждена, что многим пучежанам, особенно ветеранам – учителям будет интересно узнать, что же осталось в памяти выпускников шестидесятых и семидесятых лет о школе. Постараюсь рассказать об основных моментах с цитатами и выдержками из писем «седовласых выпускников».

Решетникова (Касаткина) Е.Л.:

«Наверное, самое дорогое, что есть у человека, — это его воспоминания. Воспоминания – это то, что мы свято храним в своей памяти и то, что нельзя отобрать у человека никогда. Советское детство, как и детство вообще, не уходит навсегда, оно является в воспоминаниях и снах, становясь внутренней грелкой из голубых образов тех, кто жил в то время рядом».

Балакирев Н.Ф.:

«Хотя и прошло более 40 лет, но годы учебы в Мортковской школе не забываются. Действительно, «школьные годы чудесные». Для меня Мортковская школа – это шаг в большую жизнь. В то время, когда я учился, она была большой, красивой с огромной школьной территорией. Для нас были созданы все условия для учебы. Специализированные классы с наглядными пособиями (да и человеческий скелет был), мастерская с верстаками, токарным и столярным станками, с набором плотницких и слесарных инструментов, оборудованная спортивная площадка, просторный спортзал. При школе был фруктовый сад и огород, где мы в летние каникулы проходили практику, а выращенные овощи использовали в школьной столовой. В большую перемену тетя Фая кормила нас вкусным обедом. Колхозы помогали картофелем, капустой, молоком, поэтому питание было бесплатным».

Соколов С.К.:

«Такого коллектива, какой был в Мортковской школе, больше я нигде не встречал. У нас была какая-то особая, семейная, деревенская атмосфера. Несмотря на то, что между мальчишками иногда случались ссоры, все равно мы были как родные. Иногда наведывались друг к другу в гости с ночевкой».

Лукичев С.Ю.:

«Школьные годы, прошедшие в Мортковской школе, — одни из лучших периодов в моей жизни. Кажется, что в памяти остался каждый день, прожитый в ее стенах. Это было самое счастливое время. А какая веселая жизнь бурлила в школьном интернате! Это было большое деревянное здание с кухней и четырьмя комнатами: две – для девочек и две – для мальчиков. В интернате с осенней распутицы до весенней проживали разновозрастные школьники из 11 деревень. Поваром была тетя Фая, готовила она очень вкусно. Мы ей помогали, как могли: чистили картошку, носили воду с колодца, мальчишки кололи дрова и укладывали их в поленницы. Было очень весело и задорно. А когда все сделаем, устраивали танцы. Был старый проигрыватель и несколько пластинок, которые мы крутили до отбоя. Вечерами мы играли около интерната в разные игры, читали книги, влюблялись. Мальчишки и девчонки вели друг с другом переписку записочками.

В школе проводилось много различных мероприятий. Мы участвовали в районных конкурсах строя и песни, туристических слетах. На турслет мы шли несколько километров в полной экипировке пешком. Проводили топографическую съемку маршрута. Это сдавалось судьям по прибытию. Помню, как однажды на турслете по спортивному ориентированию наша команда заняла первое место. Помню, как мы бегали по лесу около села Летнево и на карте искали контрольные точки. К победе бежали напрямую, по всем огромным лесным лужам, которых на маршруте было предостаточно».

Беликов Д.А.:

«Кроме основных предметов мы активно занимались спортом: играли в волейбол, баскетбол, бегали на лыжах, сдавали нормы ГТО, не раз завоевывали в районе кубок по футболу».

Стрямина (Глухарева) В.Н.:

«Зимой устраивали военные «Зарницы». Наши отцы помогали из дерева сделать нам автоматы, бабушки и мамы шили погоны и знаки различия. Консервные банки были мины. Мы соревновались в лесу, у кого быстрее закипит чай в ведре. Топили снег. У нас разворачивались настоящие сражения. Учитель труда Григорий Михайлович Красильников делал трещотки, и впечатления были как на войне. Строили блиндажи, ползали по- пластунски, минировали поля. И мы, девчонки, захватывали пленных. У нас, детей, впечатления были незабываемые. Все это нас объединяло, мы становились родными, радовались любой победе».

Во всех воспоминаниях выпускников особое место занимают добрые, душевные и даже гордые слова об учителях. Без сомнения, они «делают» школу. За четыре десятилетия в ней сменилось немало педагогов, но выпускники едины в мысли: у них были замечательные учителя. Они всем детям желали добра. И каждый был личностью. Все – удивительно талантливые, объединенные горячей любовью к детям. Большинство выпускников благодарны Волковой Нине Николаевне за ее исключительную справедливость и понимание ребячьего мира, за то, что она учила всю школу на своем примере умению ценить человеческие отношения.

Многие выпускники отмечают талант, душевную теплоту, ум, чуткость, терпение, неиссякаемую энергию, духовную искренность учителя Тихменевой Галины Павловны.

Светлым, позитивным человеком с невероятно доброй душой и справедливым прямым характером запомнился им молодой, красивый, подтянутый Серой Николай Иванович.

С особой нежностью, теплотой и благодарностью вспоминают всех учителей начальных классов: Вагину Марию Александровну, Беликову Галину Елизаровну и других.

Но особое место, точнее первенство, во всех воспоминаниях отводится участнику Великой Отечественной войны Красильникову Григорию Михайловичу. Его уроки каждый выпускник помнит до сих пор, подробно описывая его способы обучения и воспитания. Для примера приведу воспоминания о нем Балакирева Н.Ф.:

«Григорий Михайлович был строгим учителем. Для кого-то он может быть был не сдержанным и чрезмерно эмоциональным, но для меня он останется классным руководителем с большой буквы. У него никогда не расходились слова с делом. Как-то на уроке географии он нам сказал, что работу шлюзов на реке по пропуску судов будем смотреть во время летних каникул. И вот мы едем на метеоре из Катунок до Горького через шлюзы Заволжской ГЭС. А как забыть наш классный поход с Григорием Михайловичем на пароходике из Пучежа на ту сторону Волги в Дресвищи?! Там мы ловили рыбу для ухи голыми руками под корягами на мелководье, а затем весь вечер сидели на крутом берегу, любуясь багровым закатом. А еще мы с Григорием Михайловичем сажали лес, совсем маленькие сосенки из питомника, которым сейчас более 30 лет».

Сыроегина Л.Л.:

«А еще он научил нас строгать, пилить, шлифовать. Делали плечики для одежды. Работали с металлом. Вырубали зубилом крючки и петли для дверей и шкафов. Мальчишки работали на станках. Делали указки и табуретки. Все это очень пригодилось в жизни».

В августе 1942 года в Мортки привезли эвакуированных детей из блокадного Ленинграда, для которых организовали детский дом. Учились эти дети в Мортковской школе. А в 1988 году в село Мортки пришло письмо: «Мы, Анастасия Ушанова (Эктова) и Антонина Джалилова (Васильева), бывшие воспитанники Мортковского детского дома, берем на себя смелость от имени всех его воспитанников выразить всем учителям и воспитателям, всем жителям деревни Мортки и других соседних деревень глубокую сердечную благодарность за человеколюбие, за проявление к нам в те трудные годы внимания и заботу. Их бескорыстная помощь многим из нас спасла жизнь, а все мы смогли вернуться к обычной жизни и стать теми, кем стали. Уверены, что все наши сестрички и братишки – бывшие воспитанники Мортковского детского дома, всецело присоединятся к нашим словам».

Соколов С.К:

«Не помню случая, чтобы кто-то пожаловался родителям на учителей. На селе учитель был уважаем и свят. И деревенский ученик знал, что если он пожалуется родителям, то получит порку за свое поведение. У деревенских жителей всегда был прав учитель, человек, который дает их детям знания, который заставляет их детей всеми способами учиться, который воспитывает их. Родителям, работавшим от рассвета до рассвета, некогда было общаться с детьми. Поэтому родители как бы наделили учителей правом общаться с учениками, как со своими собственными детьми. Помню, и мои родители, посещая школу, говорили: «Вы с моим построже, если что, поддайте».

Балакирев А.Ф.:

«Я часто задаю себе вопрос, почему я выбрал профессию учителя? Отвечая на него, углубляясь в воспоминания, пришел к выводу, что решающее влияние на меня оказала моя первая школа, в которой я учился, и те учителя, которые там работали. Это школа в селе Мортки, где я родился, вырос и получил основное общее образование.

Чем же она такая знаменательная? Думаю, что атмосферой, которая там была. Это был некий такой семейный дом. Дом, в котором есть хозяин, это бывший тогда директор Волкова Нина Николаевна. Ее слушались все беспрекословно, уважали дети и взрослые. Директор имел заслуженный авторитет на селе, а для нас, малышей, было за честь получить из ее рук грамоту на торжественной линейке.

И все же, почему я стал учителем? Потому что мне нравились эти люди – мои мортковские учители. Я искренне хотел быть похожим на них. Говорят, что каждый человек должен в своей жизни встретить своего Учителя. В моей жизни таким человеком стал Кожанов Юрий Викторович, мой классный руководитель и учитель математики и физики. Мне очень нравились его уроки, его логика мышления, его характер – сдержанный, но всегда математически выверенный. Он меня подтолкнул поступить в заочную математическую школу при Ивановском госуниверситете».

Решетникова (Касаткина) Е.Л.:

«Кожанов Юрий Викторович – прекрасный учитель математики и физики, человек богатейшей внутренней красоты, интеллигентности и обаятельности. У него был свой позитивный и профессиональный имидж. Эти ценные качества плюс компетентность, справедливость в сочетании с доброжелательностью заслужили глубокое уважение учеников и коллег».

Балакирев Н.Ф.:

«Всегда с большим уважением вспоминаю Кожанова Юрия Викторовича, учителя математики и физика, рисования и черчения, и его класс, оборудованный, как мне тогда казалось, по последнему слову техники. Там были автоматически раздвигающиеся шторы и кинопроектор. Юрий Викторович всегда умел создать на уроке рабочую обстановку».

Соколов С.К.:

«Школьные годы, прошедшие в Мортковской школе, — один из лучших периодов моей жизни. В душе об этом времени, об учителях сохранились только теплые, нежные воспоминания».

Беликов Д.А.:

«Учителя были профессионалами своего дела и подготовили нас достойно по всем основным предметам. Это я понял и смог оценить, когда в 1980 году поступил без труда в ивановский сельхозинститут и закончил его с отличием.

Русский язык и литературу вела у нас Кожанова Галина Ивановна. Она была очень красивая, строгая, требовательная, добивалась от нас знаний, не щадя своих сил и времени. И только спустя много лет мы поняли, как ей было нелегко. Она всю себя отдавала нам, детям. Зато мы хорошо знали и знаем русский язык. На всю жизнь остался в памяти один из ее уроков, на который она принесла проигрыватель и пластинку. Она сказала: «Сейчас мы послушаем песню, а потом поговорим о ней». До сих пор помню и иногда напеваю про себя запомнившиеся строки:

Надо, надо, надо нам, ребята,

Жизнь красивую прожить.

Надо что-то важное, ребята,

В нашей жизни что-то

совершить!

Само собой жизнь ведь

не построите,

Вода под камешек не потечет.

Нам на достигнутом

не успокоиться,

И не снижать души

своей полет.

Это была песня «Веселый марш» в исполнении Юрия Гуляева. Затем Галина Ивановна разъясняла смысл этих слов и внушала нам, чтобы мы были активными людьми. Сейчас я уже своему внуку объясняю, что сама собой жизнь не построится, вода под камушек не потечет, что надо что-то в жизни важное сообщить. Сейчас, осмысливая все, понимаешь, что учителя давали нам не только хорошие знания, но и учили нас жизни».

Приятно, что и сегодня, через четыре десятилетия, в сердцах учеников сохранилась добрая память об этих замечательных, умных, талантливых, но очень скромных учителях. Подтверждением этого являются поступки выпускников, ставших достойными гражданами нашего общества, любящих свою малую родину. Я имею в виду Соколова Сергея Капитоновича, подполковника в отставке, в настоящее время проживающего в г.Кинешма, который на свои собственные средства заказал гранитный памятник супругам Кожановым и вместе со своими сыновьями Павлом и Александром установил его на сельском кладбище в Мортках в августе 2015 года, тем самым сохранив вечную память о своих любимых учителях.

Э.ГАЮКОВА,

ветеран педагогического труда.

Фото Н.Н.Волковой: «Мои первые ученики», 7 класс, 1968-1971 г.г.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Полезные ссылки

Вверх